X
e-mail:
Пароль:

Случайная цитата

Последние прокомментированные цитаты

Биография Бенедикта Спинозы

Биография Бенедикта Спинозы

Бенедикт Спиноза (1632 – 1677 гг.) – нидерландский философ-рационалист, ставший одним из ярких представителей философских воззрений Нового времени и выступавший приверженцем идей пантеизма, детерминизма и религиозного свободомыслия. Местом его рождения стал город Амстердам, где 24 ноября 1632 г. он появился на свет в семье владельца процветающего бизнеса, связанного с торговлей южными фруктами. Его родители принадлежали к числу евреев-сефардов, которые со времен вытеснения с португальских земель осели в этих местах. Будучи энергичным юношей, он посещает стены начальной религиозной школы «Эц-Хаим», в которой постигает основы риторики, еврейского богословия и иврита. Однако вскоре он убеждается в том, что между религиозными догмами, взятыми за основу всего процесса обучения, и его взглядами на окружающий мир имеются значительные различия.

Так, в 1652 г. в ходе очередной дискуссии, возникшей с учениками школы, он высказывает свое неверие в существование жизни после смерти и отвергает факт происхождения Талмуда из истоков божественных начал. Этот же год для Бенедикта Спинозы ознаменовался исполнением его самой заветной мечты, заключавшейся в получении в наставники доктора филологии Франциска ван ден Эндена. Наряду со священнослужителем Джулио Ванини он оказал влияние на формирование будущих взглядов известного философа.

После смерти его отца, произошедшей в 1654 г., он вместе со своим родным братом Габриэлем берет на себя управление финансовыми делами семейной фирмы, но вскоре принимает решение о продаже своей доли в бизнесе, поскольку желает углубиться в изучение философии. Одновременно с этим Бенедикт Спиноза продолжает принимать активное участие в высказывании «неортодоксальных» взглядов и идей, сближении с коллегиантами, а так же практически отказывается от иудаизма. Итогом подобного рода деятельности стало изгнание из еврейской общины и обвинение в ереси (1656 г.).

В 1660 г. к местным властям Амстердама обращается еврейская синагога с просьбой предания суду Бенедикта Спинозы, в связи с его влиянием на основы морали и благочестия. Спасаясь от неминуемой угрозы расправы, он тайно уезжает из города в небольшую деревеньку Рейнсбург, где ему удается устроиться на место шлифовальщика линз – работу, принесшую ему впоследствии неплохой заработок. Вместе с этим здесь ему удается написать ряд трактатов и закончить первую книгу «Этика», а так же изложить преобладающую часть «Основ философии Декарта». Благодаря его близости к местечку Лейден к нему продолжают съезжаться бывшие ученики, а в 1661 г. приезжает даже сам Генри Ольденбург, являвшийся в то время председателем Лондонского королевского научного сообщества. Впоследствии завязавшаяся с ними переписка растянется на долгие годы.

В 1670 г. общество Амстердама знакомится с новой анонимной работой Бенедикта Спинозы, получившей название «Теолого-политический трактат». Данная работа провозглашала на своих страницах свободомыслие, не отягощенное религиозными постулатами, свободу слова и философии и выражала сомнения в происхождении Священного писания от божественных начал. После изменения политической ситуации в стране в 1674 г. авторство Бенедикта Спинозы было раскрыто, и его подвергают гонениям и травле с одновременным включением его сочинения в список запретной литературы.

К маю 1670 г. он переезжает жить в Гаагу, а спустя 3 года получает приглашение возглавить кафедру Гейдельбергского университета, но, дорожа своими идейными принципами о свободе слова, без раздумий отвергает эту перспективу. В 1675 г. он завершает последний этап подготовки своего научного труда, получившем название «Этика, доказанная в геометрическом порядке». Данная работа стала ярким примером всего его творческого письма, поскольку содержала на своих страницах только основные положения философских взглядов самого автора и ничего более. Только в связи с обостренной политической обстановкой в стране гениальное сочинение так и не смогло быть опубликованным и позднее распространилось только в близких кругах писателя.

В воскресенье 21 февраля 1677 г. в результате 20-летних страданий от тяжелой болезни туберкулеза Бенедикт Спиноза навсегда уходит из этой жизни.

Цитаты Бенедикта Спинозы

  • 0 0 В желании выражается сущность человека.
  • 0 0 Все то, что когда-либо почиталось из ложного благочестия, ничего, кроме фантазий и бреда подавленной робкой души, не представляло.
  • 0 0 Блаженство — не награда за добродетель, но сама добродетель.
  • 0 0 Вещь не перестает быть истинной оттого, что она не признана многими.
  • 0 0 Мир есть не отсутствие войны, но добродетель, проистекающая из твердости духа.
  • 0 0 Незнание — не довод. Невежество — не аргумент.
  • 0 0 Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные.
  • 0 0 Никто так не падок на лесть, как тот честолюбец, который хотел быть первым, но не смог им стать.
  • 0 0 Зависть есть не что иное, как сама ненависть, поскольку чужое несчастье причиняет удовольствие и, наоборот, чужое счастье причиняет неудовольствие.
  • 0 0 Истина — пробный камень самой себе и лжи.
  • 0 0 Как только вы вообразите, что не в состоянии выполнить определенное дело, с этого момента его осуществление становится для вас невозможным.
  • 0 0 Крайняя гордость или крайнее унижение есть крайнее незнание самого себя.
  • 0 0 Людям полезнее всего делать то, что способствует укреплению дружбы.
  • 0 0 Между влечением и желанием существует только то различие, что слово «желание» большей частью относится к людям тогда, когда они сознают свое влечение, поэтому можно дать такое определение: желание есть влечение с сознанием его.
  • 0 0 Опыт слишком часто поучает нас, что люди ни над чем так мало не властны, как над языком своим.
  • 0 0 Понимание — начало согласия.
  • 0 0 Ревность есть забота о том, чтобы одному наслаждаться достигнутым и удержать его.
  • 0 0 Свободный человек ни о чем так мало не думает, как о смерти, и мудрость его состоит в размышлении о жизни, а не о смерти.
  • 0 0 Ссылка на авторитет — не довод.
  • 0 0 Страх возникает вследствие бессилия духа.
  • 0 0 Счастье — не награда за добродетель, а сама добродетель; не потому мы наслаждаемся счастьем, что обуздали свои страсти, а наоборот, наслаждение счастьем делает нас способными обуздать их.
  • 0 0 Честолюбие есть чрезмерное желание славы.
  • 0 0 ...Все хорошие страсти имеют такой характер и природу, что мы не можем без них существовать и сохраняться, и они как бы принадлежат нам существенно, как любовь, желание и все, что свойственно любви.
  • 0 0 Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение.
С этим также читают:

Жан Расин. Биография и цитаты.

Блез Паскаль. Биография и цитаты.

Иоганн Готфрид Гердер. Биография и цитаты.

Топ 5 пользователей

Последние комментарии

Besucherzahler
счетчик посещений

Обратная связь