X
e-mail:
Пароль:

Случайная цитата

Последние прокомментированные цитаты

Биография Плутарха

Биография Плутарха

Плутарх — великий греческий писатель, философ и биограф. Родился, предположительно, в 46 г. н.э. Умер между 120-ым и 130-ым годами. Родина — небольшой город Херонея в Беотии, в котором Плутарх прожил практически всю жизнь. Родился в обеспеченной семье, получил прекрасное образование. Последнее возвышало его даже среди некоторых его «коллег»: обширные знания в области истории, литературы, искусства; владение несколькими иностранными языками.

Практически всю жизнь Плутарх занимался общественной деятельностью, представляя свой город. На склоне лет преподавал в своей частой школе. В разное время сменил несколько уважаемых должностей: архонт, смотритель за постройками, беотарх. Самыми почётными были звание пожизненного жреца храма Аполлона в Дельфах и должность консуляра. Первое получил от граждан за непререкаемый авторитет, второе — от императора Траяна.

Свободно разговаривая на латыни, что даже для образованных греков того времени было редкостью, Плутарх часто выступал в качестве посла. Его живой ум и риторика заслужили похвалы в Риме и помогли приобрести много друзей из числа государственных деятелей, получить римское гражданство и до конца жизни быть посредником между своей Родиной и Римом. В то время Греция уже не была самостоятельным государством: начиная с 146 г. до н.э. она являлась римской провинцией. И Плутарх никогда не выступал против этого: он считал сопротивление бессмысленным и считал необходимым дружбу, тем более, что римляне очень уважительно относились к наследию Эллады и давали множество поблажек.

Плутарх не считал себя историком: он подчёркивал, что факты мало его интересуют, что он не претендует на полную достоверность. Собирал и компоновал истории других, дополняя своими размышлениями. Не был и философом в широком смысле слова: хотя и считал себя последователем Платона, практически не уделял внимания обобщённым абстрактным раздумьям, предпочитая практическую деятельность. Воспитание и просвещение — вот его сферы.

Работал плодотворно. Всего трудов насчитано не менее 210, если верить каталогу — классифицированному списку, составленному, скорее всего, сыном. До нас не дошло и половины. Сгруппированы почти все произведения в две большие группы — «Моралии» и «Сравнительные жизнеописания», тоже лишь частично сохранившиеся. «Нравственных сочинений» (второе название «Моралий») должно было быть не менее 80. Это был условный сборник трактатов и эссе, например «Наставление супругам», «О музыке», «Наставления о государственных делах», «О воспитании детей» и мн. др. Этот цикл был популярен как у современников, так и потомков за свои воспитательные мотивы.

Вторым знаменитым произведением являются «Сравнительные жизнеописания» — масштабный труд, в котором попарно изложены биографии греческих и римских героев, общественных деятелей. Всего известно о 46 парах, среди которых встречаются имена Александра Македонского, Солона, Цезаря. Любимой частью самого автора было сравнение Ликурга и Нума Помпилия — они тоже ставили во главе воспитательную деятельность среди народа. Плутарх никогда не терял своей популярности: был уважаем современниками, не позабыт в Средние века, в отличие от многих других античных авторов. Особое почитание приобрёл в Эпоху Возрождения и Эпоху Просвещения, когда начал активно переводиться на европейские языки. Особенной популярностью пользовались «Моралии».

Своё значение имеет и для современных историков. Хотя Плутарх и открещивался от звания историка, множество его слов были доказаны впоследствии. Он сохранил в своих сочинениях отрывки из работ других авторов, потерянные для потомков. Это единственное биографическое произведение, не стремящееся к сухому перечислению событий. Плутарх подчёркивал свою любовь к описаниям интересных слухов, исторических анекдотов. В своей воспитательной направленности он делал акцент на личности и психологии каждого героя, а не просто на его заслугах.

Цитаты Плутарха

  • 0 0 Беседа должна быть столь же общим достоянием пирующих, как и вино.
  • 0 0 Болтун хочет заставить себя любить — и вызывает ненависть, хочет оказать услугу — и становится навязчивым, хочет вызвать удивление — и делается смешным; он оскорбляет своих друзей, служит своим врагам.
  • 0 0 Всякое дело у разумных супругов решается с обоюдного согласия, но так, чтобы главенство мужа было очевидным и последнее слово оставалось за ним.
  • 0 0 Высшая мудрость — философствуя, не оказаться философствующим и шуткой достигать серьезной цели.
  • 0 0 Говорят, что природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, чем слушать.
  • 0 0 Два основных достояния человеческой природы — это ум и рассуждения.
  • 0 0 Кто держится с женой слишком сурово, не удостаивая шуток и смеха, тот принуждает ее искать удовольствий на стороне.
  • 0 0 Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо, как и человек, думающий молчанием усовершенствовать свой голос.
  • 0 0 Кто хочет соблюсти пристойность в насмешках, должен понимать различие между болезненным пристрастием и здравым увлечением: насмешки над первым оскорбляют, а над вторым воспринимаются благосклонно. Есть различия в замечаниях, касающихся телесных недостатков. Горбоносый или курносый только усмехнется, если подшутить над его носом... А вот намек на дурной запах из носа или рта крайне тягостен. Лысые снисходительно относятся к подшучиванию над их недостатком, а имеющие глазное увечье — неприязненно... И вообще различно отношение людей к своим внешним недостаткам: одного тяготит одно, другого другое... Поэтому кто хочет, чтобы его поведение в обществе было приятно окружающим, должен учитывать их характер и нравы в своих шутках. Надо учитывать и состав присутствующих: то, что вызовет у вышучиваемого смех в обществе друзей и сверстников, будет неприятно услышать в присутствии жены, или отца, или учителя... Очень важно также следить за тем, чтобы насмешка пришлась кстати в обстановке общего разговора в ответ на чей-либо вопрос или шутку, а не вторглась в застолье как нечто чуждое и заранее подготовленное.
  • 0 0 Научись слушать — и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо.
  • 0 0 Немного пороков достаточно, чтобы омрачить многие добродетели.
  • 0 0 Не на приданое, не на знатность, не на красоту свою следует полагаться жене, а на то, чем по-настоящему можно привязать к себе мужа: на любезность, добронравие и уступчивость, — и качества эти проявлять каждодневно не через силу, как бы нехотя, но с готовностью, радостно и охотно.
  • 0 0 Не обидна насмешка, если она в какой-то мере относится и к самому говорящему.
  • 0 0 Не прав был Геродот, сказав, что вместе с одеждой женщина совлекает с себя стыд; напротив, женщина целомудренная, снимая одежду, облекается в стыд, и чем больше стыдливости между супругами, тем большую любовь это означает.
  • 0 0 Непрестанно учась, к старости я прихожу.
  • 0 0 Никакое тело не может быть столь крепким, чтобы вино не могло повредить его.
  • 0 0 Ни одно произнесенное слово не принесло столько пользы, сколько множество не сказанных.
  • 0 0 Победившие спят слаще побежденных.
  • 0 0 Подобно огню, который в тростнике, соломе или заячьем волосе легко вспыхивает, но быстро угасает, если не найдет себе другой пищи, любовь ярко воспламеняется цветущей молодостью и телесной привлекательностью, но скоро угаснет, если ее не будут питать духовные достоинства и добрый нрав юных супругов.
  • 0 0 Предатели предают прежде всего себя самих.
  • 0 0 Разговаривать жена должна только с мужем, а с другими людьми — через мужа, и пусть этим не огорчается.
  • 0 0 Речь политического деятеля не должна быть ни юношески пылкой, ни театральной, как речи парадных ораторов, плетущих гирлянды из изящных и увесистых слов... Основу его речей должна составлять честная откровенность, предусмотрительность, разумное внимание и забота... истина, что политическое красноречие гораздо больше, чем судебное, допускает сентенции, исторические параллели, выдумки и образные выражения, умеренное и уместное употребление которых в особенности хорошо действует на слушателей.
  • 0 0 Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах.
  • 0 0 Сластолюбивый муж делает жену распутной и похотливой; супруга порядочного и добродетельного человека становится скромной и целомудренной.
  • 0 0 Смелость — начало победы.
  • 0 0 Совершать дурные поступки — низко, делать добро, когда это не сопряжено с опасностью, — вещь обычная. Хороший человек — тот, кто делает большие и благородные дела, даже если он при этом рискует всем.
  • 0 0 Справедливый муж повелевает женою не как хозяин собственностью, но как душа телом: считаясь с ее чувствами и неизменно благожелательно.
  • 0 0 Супружеский союз, если он основан на взаимной любви, образует единое сросшееся целое; если он заключен ради приданого или продолжения рода, то состоит из сопряженных частей; если же только затем, чтобы вместе спать, то состоит из частей обособленных, и такой брак правильно считать не совместной жизнью, а проживанием под одной крышей.
  • 0 0 Суровость делает отталкивающим целомудрие жены, равно как и неопрятность — ее простоту.
  • 0 0 Те, что жадны на похвалу, бедны заслугами.
  • 0 0 Украшает женщину то, что делает ее более красивой, но делают ее таковою не золото, изумруды и пурпур, а скромность, благопристойность и стыдливость.
  • 0 0 Умная жена, пока разгневанный муж кричит и бранится, хранит молчание, и лишь когда он умолкает, заводит с ним разговор, чтобы смягчить его и успокоить.
  • 0 0 У наказываемого не остается повода упорствовать против исправления, если он сознает, что наказан не в порыве гнева, а на основании беспристрастного изобличения.
  • 0 0 Характер есть не что иное, как долговременный навык.
  • 0 0 Подчас не без пользы бывает заткнуть обидчику рот остроумной отповедью: такая отповедь должна быть краткой и не обнаруживать ни раздражения, ни ярости, но пусть она умеет со спокойной улыбкой немного укусить, возвращая удар; как стрелы отлетают от твердого предмета обратно к тому, кто их послал, так и оскорбление словно бы летит от умного и владеющего собой оратора назад и попадет в оскорбителя.
  • 0 0 Поначалу особенно следует молодоженам остерегаться разногласий и стычек, глядя на то, как недавно склеенные горшки легко рассыпаются от малейшего толчка; зато со временем, когда места скреплений станут прочными, ни огонь, ни железо их не берут.
  • 0 0 Порядочная женщина даже разговоры не должна выставлять напоказ, и подавать голос при посторонних должно быть ей так же стыдно, как раздеваться при них, ибо голос выдает и нрав говорящей, и свойства ее души, и настроение.
  • 0 0 Почести меняют нравы, но редко в лучшую сторону.
  • 0 0 Истина дела, раз оно правильно изложено, несокрушима.
  • 0 0 Лесть подобна тонкому щиту, краской расцвеченному: смотреть на него приятно, нужды же в нем нет никакой.
  • 0 0 Ловля с помощью отравы позволяет легко и быстро добыть рыбу, но портит ее, делая несъедобной; так и жены, которые ворожбою или приворотными зельями стараются удержать при себе мужей, чувственными наслаждениями пленяют их, но живут потом с умалишенными и безумными.
  • 0 0 Любовь всегда многообразна как во многих отношениях, так и в том, что затрагивающие ее шутки одних тяготят и вызывают у них негодование, а другим приятны. Тут надо сообразовываться с обстоятельствами момента. Подобно тому как дуновение может погасить возникающий огонь вследствие его слабости, а когда он разгорится, придает ему питание и силу, так и любовь, пока она еще тайно возрастает, возмущается и негодует против раскрытия, а разгоревшаяся ярким пламенем находит в подшучиваниях пищу и отвечает на них с улыбкой.
  • 0 0 Мне не нужно друга, который, во всем со мной соглашаясь, меняет со мною взгляды, кивая головой, ибо тень то же делает лучше.
  • 0 0 Мужество и стойкость потребны людям не только против оружия врагов, но и равным образом против всяких ударов.
  • 0 0 Мы часто задаем вопрос не в ответе нуждаясь, а стремясь услышать голос и снискать расположение другого человека, желая втянуть его в беседу... Опережать с ответами других, стремясь захватить чужой слух и занять чужие мысли, — все равно что лезть целоваться к человеку, жаждущему поцелуя другого, или устремленный на другого взор стараться привлечь к себе.
  • 0 0 Если похвально благотворить друзьям, то нет постыдного в том, чтобы принимать помощь от друзей.
  • 0 0 Есть три способа отвечать на вопросы: сказать необходимое, отвечать с приветливостью и наговорить лишнего.
  • 0 0 Жена невыносима такая, что хмурится, когда муж не прочь с ней поиграть и полюбезничать, а когда он занят серьезным делом, резвится и хохочет: первое означает, что муж ей противен, второе — что она к нему равнодушна.
  • 0 0 Жениться следует ровне с ровней
    И однолеткам в паре быть одной.
  • 0 0 Жены, которые предпочитают помыкать глупым мужем, нежели слушаться умного, напоминают таких, кто в пути предпочитает вести за собою слепца, чем идти за человеком зрячим и знающим дорогу.
  • 0 0 Заводить собственных друзей жена не должна; хватит с нее и друзей мужа.
  • 0 0 Злобе и вспыльчивости не место в супружеской жизни. Замужней женщине к лицу строгость, но пусть эта резкость будет полезной и сладкой, как у вина, а не горькой, как у алоэ, и неприятной, словно лекарство.
  • 0 0 Злоречивый язык выдает безрассудного.
  • 0 0 Знатное происхождение есть благо, но это — благо предков. Богатство почетно, но это — дело счастья. Слава желательна, но непостоянна. Красота прекрасна, но преходяща. Здоровье ценно, но легкоразрушимо. Сила завидна, но она разрушается старостью и болезнями. Образование — единственное, что божественно и бессмертно в нас; и две вещи лучшие в человеческой природе: разум и речь.
  • 0 0 Избегать столкновений мужу с женой и жене с мужем следует везде и всегда, но больше всего на супружеском ложе... Ссорам, перебранкам и взаимному оскорблению, если они начались на ложе, нелегко положить конец в другое время и в другом месте.
  • 0 0 Из золотой чаши пить отраву и от друга коварного совет принять — одно и то же.
  • 0 0 Из самых диких жеребят выходят наилучшие лошади, только бы их как следует воспитать и выездить.
  • 0 0 Или как можно короче, или как можно приятнее.
  • 0 0 Как вороны налетают, чтобы, обсев, выклевать очи мертвых, так и льстец богатство неразумных растаскивает.
  • 0 0 Клеветы и злоречия надо остерегаться, как ядовитого червя на розе, — они скрыты тонкими и лощеными оборотами.
  • 0 0 Когда из мира уходит солнце, все омрачается; так же и беседа, лишенная дерзости, вся не на пользу.
  • 0 0 Когда ты бранишь других, чтобы ты сам был далек от того, за что другим выговариваешь.
  • 0 0 Целомудренная супруга должна показываться на людях не иначе как с мужем, а когда он в отъезде, оставаться невидимой, сидя дома.
С этим также читают:

Рудаки Абу Абдаллах Джафар. Биография и цитаты.

Руми Джалаладдин. Биография и цитаты.

Плиний Старший Гай. Биография и цитаты.

Топ 5 пользователей

Последние комментарии

Besucherzahler
счетчик посещений

Обратная связь