X
e-mail:
Пароль:

Случайная цитата

Последние прокомментированные цитаты

Биография Диогена

Биография Диогена

Самая скандальная и эпатажная фигура в античной философии, Диоген, родился в начале IV века до н.э. в одной из греческих колоний под названием Синоп. Родился и воспитывался в довольно обеспеченной трапезита Гицессия. О его ранних годах известно мало: рос без нужды, помогал отцу в банковском деле и попался на подделке монет. Вокруг последнего факта до сих пор ходит много легенд: по одной версии, Диоген неправильно интерпретировал оракула и сделался фальшивомонетчиком; по другой — понял правильно и наоборот бросил занятие и начал тот путь, по которому мы его знаем. В любом случае, Диоген переезжает в Афины в 385 г. до н.э. и кардинально меняет образ жизни. За короткий срок Диоген, прибывший в город со своим собственным рабом, в конечном итоге остаётся один и не нуждается больше не то что в роскоши, но даже просто в комфортном существовании. В Афинах он знакомится с учением Антисфена и полностью в него погружается. Он становится настолько верным учению «Школы киников», которую основал его кумир, настолько совершенствует его идеалы, что до сих пор ошибочно считается отцом этого философского течения.

Поведение Диогена быстро снискало ему славу, и славу неоднозначную. С одной стороны, многих восхищала его находчивость, умение лаконично и хлёстко высказывать своё мнение, чувство юмора. По преданию, удивительной личностью заинтересовался даже Александр Македонский, который встретится с философом при весьма необычных обстоятельствах в Коринфе: на тот момент Александр был уже великим полководцем, а Диоген — рабом, захваченным и проданным пиратами. Та непосредственность и спокойствие, когда Диоген, лёжа перед Македонским, потребовал не заслонять ему солнце, очень расположило Александра. С другой стороны, эпатаж бездомного аскета вызывал ужас и возмущения горожан, когда Диоген не отказывал себе ни в одной естественной физической потребности на людях, включая самые интимные. Такое животное поведение мудреца ничуть не смущало, а отзывы о нём как о «собаке» льстили. Он и его последователи сами себя так называли («киники» так с греческого и переводятся), считая, что простое существование неразумных зверей — идеал для человечества.

Имя Диогена неразрывно связано со киниками, а Антисфен — единственная, пожалуй, личность, которую он уважал. Главная идея кинизма — единение с природой во всей её простоте. Человеку не нужно предметов быта, моральные и нравственные устои общества, чтобы быть счастливым. Здесь нет тщеславных высокомерных мудрецов, смотрящих на учеников сверху вниз: сам Диоген приучал себя к унижениям и отказам, прося милостыню у статуй; не скрывал, что его отношение к постороннему зависит от личной выгоды. Дети, животные, варвары, легендарные герои древности — вот лучшие учителя! Они ведут себя так, как хотят и нуждаются, а не так, как велит им общество.

Больше всех в этом преуспел Диоген Синопский: образец аскетизма, он жил в огромном глиняном сосуде, питался подаяниями и никогда не пытался улучшить свой уровень жизни. Он принял даже своё рабство, иронично заявляя, что готов выбрать себе хозяина. Будучи рабом в Коринфе, он воспитывал детей своего владельца в присущих ему ценностях. Он учил простоте в быту, находчивости, физическим упражнениям для здоровья. Знания давал порционно, чтобы облегчить детям запоминание и понимание информации. Учился у детей и сам: знаменитой является история, когда Диоген выбросил свою последнюю посуду, увидев, как посторонние мальчики пили воду с ладоней и если похлёбку прямо в импровизированной хлебной чашке. Стал одним из родоначальников космополитизма, т.е. не признавал себя гражданином конкретного государства, называя себя «гражданином мира».

Бездомный философ был острым на язык, и недолюбливался многими своими коллегами-современниками. Особенно яркие противостояния, описанные в многочисленных байках, у него были с Платоном, который в своих рассуждениях был полной противоположностью Диогену Синопскому. Чего стоит ощипанный петух, «Платоновский человек», которого Диоген принёс к оппоненту. Это был ответ на определение Платона: «Человек — лишённое перьев животное на ногах» (после инцидента добавилась ещё одна характеристика — «с плоскими ногтями»). Платон называл Диогена «обезумевшим Сократом», а тот, в свою очередь, считал коллегу тщеславным пустословом, за красивыми абстрактными словами которого не скрывается ровным счётом ничего.

Диоген Синопский умер в 10 июня 323 г. до н.э., в один день с Александром Македонским. Дожил до глубокой старости, оставив уникальный след в истории философии и не оставив ни одного вразумительного сочинения. А может он и не собирался: киники ценили короткие и наглядные примеры, которые люди либо видели воочию либо ощущали на себе; слово само по себе для них ничего не значило. И вряд ли бы Диоген смог передать все свои мысли и пожелания, как он делает это в памяти современников и многочисленных анекдотах о нём. Он деловито перекатывал свой пифос с места на место, пародируя и высмеивая атмосферу паники и суеты, когда город готовился к войне. Он посреди бела дня искал с фонарём и палкой «человека, а не мерзавца». Вряд ли бы эти неординарные подходы и мысли смотрелись бы на бумаге так же, как смотрелись платоновские «идеи».

Цитаты Диогена

  • 0 0 Из этой жизни хорошо уйти, как с пира: не жаждая, но и не упившись.
  • 0 0 Льстец — самое опасное из ручных животных.
  • 0 0 Все находится во власти богов; мудрецы — друзья богов; но у друзей все общее; следовательно, все на свете принадлежит мудрецам.
  • 0 0 Для того чтобы жить как следует, надо иметь или разум, или петлю.
  • 0 0 Народу много, а людей немного.
  • 0 0 Однажды Диоген вылез из своего жилища — бочки — среди ясного дня с зажженным фонарем и стал что-то или кого-то искать. Один из прохожих спросил его: «Что ты ищешь, Диоген?» И философ ответил: «Ищу человека!»
  • 0 0 Отцы и дети не должны дожидаться просьбы друг от друга, а должны предупредительно давать потребное друг другу, причем первенство принадлежит отцу.
  • 0 0 Причинять муки своим завистникам — это быть в хорошем настроении.
  • 0 0 С правдой надо жить, как при огне: ни сильно приближаться, чтоб не ожег, ни далеко отходить, чтобы холодно не было.
  • 0 0 Те безрассуднее скотов, кто утоляет жажду не водой, а вином.
  • 0 0 Те, кто содержит животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им.
  • 0 0 Торжество над самим собой есть венец философии.
С этим также читают:

Иоанн (Иоанн-Мансур) Дамаскин. Биография и цитаты.

Иоанн Златоуст. Биография и цитаты.

Джами. Биография и цитаты.

Топ 5 пользователей

Последние комментарии

Besucherzahler
счетчик посещений

Обратная связь