X
e-mail:
Пароль:

Случайная цитата

Последние прокомментированные цитаты

Биография Дени Дидро

Биография Дени Дидро

Знаменитый французский философ Дени Дидро на свет появился 05.10.1713-го в городе Лангре. Его отцом был простой ремесленник, который мечтал, что сын станет священником. Поэтому Дени в 1723-м поступил в иезуитский коллеж, где проучился пять лет. Чтобы завершить образование, в 1728-м поступил в парижский коллеж. В 1732-м после окончания университета в Париже получил степень магистра. Но работать по специальности не стал, предпочтя вести свободный образ жизни. Разгневанный отец прекратил его финансирование, на жизнь приходилось зарабатывать уроками, переводами. Он даже писал проповеди. В 1743-м Дени Дидро женился, но брак оказался неудачным и продолжался недолго. В это же время познакомился и подружился с Руссо, Д'Аламберам, другими выдающимися мыслителями. Тогда же Дидро стал публиковать свои первые работы. В 1749-м свет увидело «Письмо о слепых», из-за которого автор на три месяца был помещен в Венсенский замок. Тогда же стал заниматься «Энциклопедией», ставшей основным трудом его жизни.

Первый том был опубликован в 1751-м. Последняя книга увидела свет лишь спустя 20 лет. Всего этому грандиозному проекту он отдал около 30 лет жизни. Энциклопедия представляла собой подробный обзор достижений современной науки. Помимо того, там содержались философские рассуждения. В составлении книги принимали участие многие специалисты, в частности, Вольтер и Монтескье. Редактором стал д,Аламбер, возглавил предприятие Дени Дидро. Власть Энциклопедию не приняла, так как там выдвигались довольно смелые взгляды на жизнь. Сразу после прихода к власти Екатерины II между ней и Дидро началась активная переписка. Осенью 1773-го он даже побывал в Петербурге и пробыл там несколько месяцев. Примерно тогда же влюбился в молоденькую девушку и женился на ней. На этот раз брак был удачным, но, увы, тоже недолгим, так как жена вскоре скончалась. Для Дени Дидро ее смерть стала большим ударом, и он предпочел уединиться. Большинство друзей к тому времени уже скончались, он последовал за ними 31.07.1784-го, в Париже. Умер от заболевания ЖКТ.

Цитаты Дени Дидро

  • 0 0 Где, как не в браке, можно наблюдать примеры чистой привязанности, подлинной любви, глубокого доверия, постоянной поддержки, взаимного удовлетворения, разделенной печали, понятых вздохов, пролитых вместе слез?
  • 0 0 Если нет цели, не делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна.
  • 0 0 Если разум — дар неба и если то же самое можно сказать о вере, значит, небо ниспослало нам два дара, которые несовместимы и противоречат друг другу. Чтобы устранить эту трудность, надо признать, что вера есть химерический принцип, не существующий в природе.
  • 0 0 Есть два рода законов: один — безусловной справедливости и всеобщего значения, другие же — нелепые, обязанные своим признанием лишь слепоте людей или силе обстоятельств. Того, кто повинен в их нарушении, они покрывают лишь мимолетным бесчестьем — бесчестьем, которое со временем падает на судей и на народы, и падает навсегда. Кто ныне опозорен — Сократ или судья, заставивший его выпить цикуту?
  • 0 0 Если бояться смерти, ничего хорошего не сделаешь; если все равно умираешь из-за какого-нибудь камешка в мочевом пузыре, от припадка подагры или по другой столь же нелепой причине, то уж лучше умереть за какое-нибудь великое дело.
  • 0 0 Либо Бог разрешил, либо всеобщий механизм, называемый судьбою, захотел, чтобы мы в продолжение жизни были представлены всякого рода случайностям; если ты мудр и лучший отец, чем я, ты с молодых лет убедишь своего сына, что он хозяин своей жизни, чтобы он не жаловался на тебя, даровавшего ему жизнь.
  • 0 0 Любовь часто отнимает разум у того, кто его имеет, и дает тем, у кого его нет.
  • 0 0 Люди, выдающиеся своими талантами, должны тратить свое время так, как этого требует уважение к себе и потомству. Что подумало бы о нас потомство, если бы мы ничего не оставили ему.
  • 0 0 Истина любит критику, от нее она только выигрывает; ложь боится критики, ибо проигрывает от нее.
  • 0 0 Каждое произведение ваяния или живописи должно выражать собою какое-либо великое правило жизни, должно поучать, иначе оно будет немо.
  • 0 0 Когда мужчины неуважительно относятся к женщине, это почти всегда показывает, что она первая забылась в своем обращении с ними.
  • 0 0 Люди жили бы довольно спокойно в этом мире, если бы были вполне уверены, что им нечего бояться в другом; мысль, что Бога нет, не испугала еще никого, но скольких ужасала мысль, что существует такой Бог, какого мне изображают.
  • 0 0 Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
  • 0 0 Можно обнаруживать постоянство при малодушии и скудоумии; но твердость может обнаруживать только характер, отличающийся силой, возвышенностью, умом. Легкомыслие, податливость и слабость противоположны твердости.
  • 0 0 Монастырь — это темница, куда ввергают тех, кого общество выбросило за борт.
  • 0 0 Жизнь людей полна тревог.
  • 0 0 Знание того, какими вещи должны быть, характеризует человека умного; знание того, каковы вещи на самом деле, характеризует человека опытного; знание же того, как их изменить к лучшему, характеризует человека гениального.
  • 0 0 Искренность — мать правды и вывеска честного человека.
  • 0 0 Такова жизнь: один вертится между шипами и не колется; другой тщательно следит, куда ставить ноги, и все же натыкается на шипы посреди лучшей дороги и возвращается домой ободранный до потери сознания.
  • 0 0 Только страсти и только великие страсти могут поднять душу до великих дел. Без них конец всему возвышенному как в нравственной жизни, так и в творчестве.
  • 0 0 Только честному человеку подобает быть атеистом.
  • 0 0 Религия мешает людям видеть, потому что она под страхом вечных наказаний запрещает им смотреть.
  • 0 0 Родители любят своих детей тревожной и снисходительной любовью, которая портит их. Есть другая любовь, внимательная и спокойная, которая делает их честными. И такова настоящая любовь отца.
  • 0 0 Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей.
  • 0 0 Сказать, что человек состоит из силы и слабости, из разумения и ослепления, из ничтожества и величия, — это значит не осудить его, а определить его сущность.
  • 0 0 Стараться оставить после себя больше знаний и счастья, чем их было раньше, улучшать и умножать полученное нами наследство — вот над чем мы должны трудиться.
  • 0 0 Страсти без конца осуждают, им приписывают все человеческие несчастья и при этом забывают, что они являются также источником всех наших радостей.
  • 0 0 Тот, кто рассказывает тебе о чужих недостатках, рассказывает другим о твоих.
  • 0 0 Умный человек видит перед собой неизмеримую область возможного, глупец же считает возможным только то, что есть.
  • 0 0 Философы говорят много дурного о духовных лицах, духовные лица говорят много дурного о философах; но философы никогда не убивали духовных лиц, а духовенство убило немало философов.
  • 0 0 Хороший стиль кроется в сердце.
  • 0 0 Разве мы властны влюбляться или не влюбляться? И разве, влюбившись, мы властны поступать так, словно бы это не случилось?
  • 0 0 Расплата в этом мире наступает всегда. Есть два генеральных прокурора: один — тот, кто стоит у ваших дверей и наказывает за проступки против общества, другой — сама природа. Ей известны все пороки, ускользающие от законов.
  • 0 0 Ревность — это страсть убогого, скаредного животного, боящегося потери; это чувство, недостойное человека, плод наших гнилых нравов и права собственности, распространенного на чувствующее, мыслящее, хотящее, свободное существо.
  • 0 0 Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном.
  • 0 0 Моя дружба слишком осмотрительна, если опасность моего друга не заставляет меня забывать о моей собственной безопасности.
  • 0 0 Мы считаем трусом того, кто допустил, чтобы в его присутствии оскорбительно отзывались о его друге.
  • 0 0 ...Если бы все на земле было превосходно, то и не было бы ничего превосходного.
  • 0 0 Если какое-нибудь явление превышает, по нашему мнению, силы человека, то мы тотчас же говорим: это дело Божие; наше тщеславие не может удовольствоваться меньшим. Не лучше ли было бы, если бы мы вкладывали в свои рассуждения несколько меньше гордости и несколько больше философии?
  • 0 0 Если ложь на краткий срок и может быть полезна, то с течением времени она неизбежно оказывается вредна. Напротив того, правда с течением времени оказывается полезной, хотя может статься, что сейчас она принесет вред.
  • 0 0 Чудеса там, где в них верят, и чем больше верят, тем чаще они случаются.
  • 0 0 Широта ума, сила воображения и активность души — вот что такое гений.
  • 0 0 Я не знаю профессии, которая требовала бы более изысканных форм и более чистых нравов, чем театр.
  • 0 0 Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его — мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря.
  • 0 0 Что такое истина? Соответствие наших суждений созданиям природы.
  • 0 0 Есть моральная тактичность, которая у гуманного человека сказывается во всех его поступках и которой нет у злого человека.
  • 0 0 Женщины пьют льстивую ложь одним глотком, а горькую правду каплями.
  • 0 0 Живописец и скульптор — оба поэты, но последний никогда не впадает в шарж. Скульптура не терпит ни шутовства, ни паясничества, ни забавного, даже редко — комического. Мрамор не смеется.
  • 0 0 Дать обет бедности — значит поклясться быть лентяем и вором. Дать обет целомудрия — значит обещать Богу постоянно нарушать самый мудрый и самый важный из законов. Дать обет послушания — значит отречься от неотъемлемого права человека — от свободы. Если человек соблюдает свой обет — он преступник, если он нарушает его — он клятвопреступник. Жизнь в монастыре — это жизнь фанатика или лицемера.
  • 0 0 Два качества необходимы художнику: чувство нравственности и чувство перспективы.
  • 0 0 Для того чтобы растрогать, не нужно самому быть растроганным.
  • 0 0 Глубокие мысли — это железные гвозди, вогнанные в ум так, что ничем не вырвать их.
  • 0 0 Не следует нарочно делать умными героев пьесы, а нужно уметь поставить их в такие условия, при которых они должны проявлять ум.
  • 0 0 Нет такого уголка в мире, где различие в религиозных воззрениях не орошало бы землю кровью.
  • 0 0 Образование придает человеку достоинство, да и раб начинает сознавать, что он не рожден для рабства.
  • 0 0 Напрасно трус бьет себя кулаком в грудь, чтобы набраться храбрости; ее нужно иметь прежде того и лишь укреплять в общении с теми, кто ею обладает.
  • 0 0 Неизменно помни, что природа не Бог, человек --не машина, гипотеза — не факт.
  • 0 0 Необъятную сферу наук я себе представляю как широкое поле, одни части которого темны, а другие освещены. Наши труды имеют своей целью или расширить границы освещенных мест, или приумножить на поле источники света. Одно свойственно творческому гению, другое — проницательному уму, вносящему улучшения.
  • 0 0 Отнимите у христианина страх перед адом, и вы отнимете у него веру.
  • 0 0 Перелистайте историю всех народов земли: везде религия превращает невинность в преступление, а преступление объявляет невинным.
  • 0 0 Порок раздражает людей только время от времени, а внешние его черты раздражают их с утра до вечера.
  • 0 0 Предварительное знание того, что хочешь сделать, дает смелость и легкость.
  • 0 0 Признание своей немощности — великий урок, который мы извлекаем. Не лучше ли приобрести доверие к себе других людей искренностью признания, что я ничего не знаю, чем бормотать слова и вызывать жалость к себе потугами все объяснить? Свободно сознающийся в незнании того, что он не знает, побуждает меня верить тому, что он берется мне объяснить.
  • 0 0 Набросок — создание пыла и гения, картина — создание труда, терпения, долгого изучения и законченных знаний в искусстве.
  • 0 0 Награждая хороших, мы тем самым наказываем дурных.
  • 0 0 Наилучший порядок вещей — тот, при котором мне предназначено быть, и к черту лучший из миров, если меня в нем нет.
  • 0 0 Природа подобна женщине, которая, показывая из-под нарядов то одн> часть своего тела, то другую, подает настойчивым поклонникам некоторую надежду узнать ее когда-нибудь всю.
  • 0 0 Разве вам не известно, что настоящее блаженство заключается в том, что все люди нуждаются друг в друге и что вы ожидаете помощи от себе подобных точно так же, как они ждут ее от вас?
  • 0 0 Гнить под мрамором или под землей — все равно гнить.
  • 0 0 Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком.
  • 0 0 В природе человеческой два противоположных начала: самолюбие, влекущее нас к себе самим, и добродетель, толкающая нас к другим. Если бы одна из этих пружин сломалась, человек был бы злым до бешенства или великодушным до безумия.
  • 0 0 Где бы ты ни очутился, люди всегда окажутся не глупее тебя.
  • 0 0 Даже согласившись, что люди гениальные обычно бывают странны, или, как говорится, нет великого ума без капельки безумия, мы не отречемся от них; мы будем презирать те века, которые не создали ни одного гения. Гении составляют гордость народов, к которым принадлежат: рано или поздно им воздвигают статуи и в них видят благодетелей человеческого рода.
  • 0 0 Везде, где признают Бога, существует культ, а где есть культ, там нарушен естественный порядок нравственного долга и нравственность падает.
  • 0 0 Величайшее недоразумение — это вдаваться в мораль, когда дело касается исторических фактов.
С этим также читают:

Жан Поль. Биография и цитаты.

Крылов Иван Андреевич. Биография и цитаты.

Джонсон Сэмюэл. Биография и цитаты.

Топ 5 пользователей

Последние комментарии

Besucherzahler
счетчик посещений

Обратная связь